Один из "Денискиных рассказов" (коротенькие новеллы Дениса Драгунского)
читать дальшеПросто даже удивительно
проект «Р»
Токсикоз первой половины. Тошнит.
Потом второй половины – ноги отекают. Роды.
Молоко. Прикорм. Режим кормления и сна, на целый год переворачивающий все расписание жизни. Прививки. Поликлиника. Грудничковый день, толчея у пеленальных столиков.
Зубы режутся. Понос, запор, температура. Сопли, кашель, детские инфекции. Прогулки!
Особенно если бабушек нет или они очень заняты.
Одежда, игрушки, еда.
Аллергия!
И на все это – помимо сил, нервов и времени – нужна еще куча денег. То есть их надо продолжать зарабатывать. Желательно побольше.
А также – расти по службе. Чего-то достигать. В том числе для того, чтобы не отстать от родителей других детей. Нашего, так сказать, круга. А также читать, смотреть, слушать – в общем, быть в курсе.
При этом – лет пятнадцать не переставая – говорить, говорить, говорить. Отвечать на вопросы. Объяснять. Читать вслух. Беседовать.
Следить за собой во всех смыслах: лицо, одежда, манеры, речь, и вообще поступки – чтоб был хороший пример.
Чуть не забыл: школа! Непременно чтоб хорошая! Английский с французским. Или математика с информатикой. Но тогда английский дополнительно. Помощь школе, отношения с учителями.
Летний отдых. Одежда. Чтоб не хуже, чем… Карманные деньги.
Компьютер, мобильник, плеер и прочие девайсы и гаджеты.
Простите, если чего не упомнил.
Поступление в институт! Репетиторы – страшное дело.
В общем, проект «ребенок». На семнадцать лет времени. На огромное количество сил и здоровья. На собственные зубы, волосы, кости, сердце и сосуды, печень и почки. Мозг и психику. На немереную сумму денег, наконец.
А в итоге ребенок скажет, едва сдерживаясь: – Просто даже удивительно, насколько ты ничего, нет, ну просто совсем ничего не понимаешь! И выйдет, постаравшись не хлопнуть дверью. Значит, вежливый. Значит, проект успешно завершен.
но целиком и полностью согласна
Но есть и другая)) Миниатюрка емкая но кое-что не нравится....
Помнишь как ты сказала? "Он не обуза, а рабочая единица"?
И да- мы все таки очень многого не понимаем... Мы,родители. Вот что. Вот самое главное. что не понравилось. Ребенок - НЕ ПРОЕКТ. Ребенок- человек.
Саня, вот именно! С "одной стороны", и такая сторона есть! Она, конечно, не отменяет всего того, о чём ты сказала. И я сама не гуляю только по этой грани, но иногда на неё забредаю. Я думаю, что автор утрирует, сужает вопрос до модели - проекта сознательно. Просто очень многие родители (почти 100%) слышат в какой-то момент эту фразу, что они "ничего не понимают". Я помню, у мама была такая присказка: В детстве я думал, что мой отец - бог и всё знает, потом в юности я понял, что он ничего не знает, а после 30 осознал, что мой отец кое что понимает в этой жизни...
Аждаха, у Виктора Драгунского был сын Дениска (как у Алана Милна сын Кристофер Робин
Не знаю, по-моему такие "новеллы" в каждом втором дневничке. Что тут от литературы вообще?
Да, и прочитав только укрепилась в своем мнении. Типичная сетевуха.
Нет-нет, Вера! Ради Бога, не ровняй сетевуху и литературу, хреновой литературы и так предостаточно.
Но некоторые произвели на меня неизгладимое впечатление именно тем, что в коротком тексте на 1-2 странички (иногда на полстранички) так четко и так ярко выражены мысли, идеи, показаны приметы времени.
Ну и что? А сколько раз - откроешь дневник и думаешь: "Блин, да это про меня!" но это же не делает автора дневника писателем. Ты же себя писателем за пост про селедку не считаешь?
Это публицистика. Когда словами четко пойманы и обозначены мысли. И ты думаешь - как же он верно определил то, о чем я вчера размышлял, что чувствовал. но не мог сформулировать...
Литература - это когда то же самое через образы. Причём не только формулировка - но и нечто новое))
Аждаха, нашла вот ещё одну новеллу. Эта тебе нравится?
читать дальше
С точки зрения литературы или сточки зрения личного отношения? Если второе, то нет. Если первое... ну, здесь по-крайней мере есть некие точки, которые худо-бедно можно натянуть на сову...))
Чисто с точки зрения сюжета, мне понятен ассоциативный ряд, но в чем проблема сесть и подняться, как делают все пожилые люди, вместо тараканьего барахтанья на спине? То есть что, если человек упал, то он так и лежит на спине, пока не умрет?
В том самом ИЛИ Саня давала определение новеллы. новелла - это все- таки рассказ. Типичная структура классической новеллы: завязка, кульминация, развязка. Иногда завязка сокращена. Новелла — сюжетное произведение.
То, что предлагает Драгунский- это скорее миниатюры или эссе, потому что главное внимание сосредоточено на эмоциях и восприятии автора. А не на событийной канве.
Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Как я понимаю этим тебя он и привлек. Но это не его открытие. Вот уже лет 15 как теоретики журналистики обращают внимание на то, что исповедальность и интимность стала общим фоном современной журналистики именно благодаря интернету. Даже целый раздел в жанрах посвятили теме- исповедальная журналистика))
И в жанре эссе Драгунский - далеко не лучший((
Попутчик, про новеллу я тоже вчера читала (все же в обсуждения - отличный стимул узнать что-то новое! и мне очень приятно, что ты и Настя отозвались и тратите свое время на обсуждение, спасибо!). Про новеллы написано ОЧЕНЬ много и, конечно, определения разные, они сильно зависят от "времени" и "места".
О вкусах, конечно, не спорят, и никто не утверждает, что Драгунский - лучший эссеист, я его вспомнила потому, что есть что-то созвучное с моими конкретными мыслями и той миниатюркой, которую я привела. Мне кажется, что многие (особенно люди нашего поколения) найдут в этих миниатюрах (назову их так) что-то для себя.
Да, но есть не что общее, что таки позволяет сказать, что Мертвые души, В огне брода нет и убийство Роджера Экройда - это не новеллы))
Я вспомнила про Кортасара сейчас потому, что Драгунский мне его чем-то напоминает.
Какие все-таки странные ассоциации выдаёт человеческий мозг! По мне так скорее не Драгунский, а Бормор.
У Кортасара - главное - это образ, и он идет за ним в свою абстрактность и если есть достаточно травы, читатель идет за ним)) Мне лично травы всегда не хватало((
А у Драгунского на первом плане мысль, которую он иногда приукрашивает красивыми словами))
А по поводу найдут что -то для себя- это безусловно)) нет ни одного автора, который не нашел бы своего читателя))) Но вот Драгунский - этот Драгунский- не мой автор точно)))
Я вообще продолжаю настаивать, что все разделения имеют смысл исключительно для удовольствия от изучения теории литературы.
Все каноны и законы - это только примерное переосмысление того, что было сделано ранее и имело наибольший успех. Если ты делаешь что-то что вообще ни в какие ворота не лезет, а при этом вспарываешь людям мозг, значит,вероятно, открыл новые законы.
Это я не к тому,что Денис Драгунский взломал мне мозг,я пока ничего не читала.
Но ты хитрюга и твоя хитрость мне нравится. Я вот тоже бы совершенно не сказала, что штука (чтоб не лезть в терминологию) про тетушку написана не Драгунским и вообще не на основе нашего с вами такого привычного быта. Мне понравилось. Даже безотносительно Кортасара, который забавный и классик - не вопрос.
А почему нет? Если говорить о литературе, то она должна быть тебе не только близка, но и понятна. Тебе должны быть понятны страхи и проблемы героев. Ты должен понимать, что ими руководит. Кто-то прочитает и подумает: "Ах, как тонко, женщина боится показаться похожей на таракана", а кто-то, как я, посмотрит логически и скажет: "А с чего вообще взялась эта боязнь?" И вот я не вижу, с чего она взялась, как раз таки потому что не вижу проблемы в том, чтобы пусть старый и грузный человек упав взял и поднялся.
И что же, если Кортасар классик, так он должен всем нравится?))
Конечно, о вкусах никто не спорит, но если мы оставляем что-то строго на вкус, тогда вообще не может быть попыток логически обсудить текст. Потому что любая попытка сказать о нелогичности, о недостатках в описательной форме, об отсутствии той самой травы... все это будет восприниматься как нападки на понравившееся.
Для интереса я показала Драгунского Олегу и спросила его мнение. Я понимаю, что по одной вещи нельзя характеризовать все творчество человека, но раз уж мы заговорили конкретно о миниатюре "проект Р", то почему бы и не поговорить именно о ней? Так вот, первым, что сказал Олег тоже было: "Я такое вижу каждый день в ЖЖ"
Вот с первым утверждением я не согласен, зато согласен со вторым. Для того, чтобы что-то создавать хорошо бы понимать , как это делается и какие существуют приемы и методы...
И прежде чем взрывать каноны, хорошо бы их знать)) А уже разобравшись - можно и переосмысливать и совершать нечто новое.
А еще - таки путаница в определениях - вот я скажу - люблю борщ. ну такой, из сухофруктов и с сахаром!
А уж сахар всегда в борщ кладут, и в другие блюда, где есть помидоры. )))))
Но если серьёзно, я согласна, что анализ - штука очень полезная, особенно для тех, кто сам хочет писать. Препарировать, классифицировать, изучать теорию литературы, изучать методы и способы - всё это очень здорово, никто с тобой не спорит.
Однако тезис "Это есть в каждом втором дневнике" я не могу считать "логическим обсуждением текста", и не знаю, что тебе ответить по поводу "Проекта Р". То, что тебе ДД не понравился, я уже давно поняла.
Про тетушку уже можно разговаривать. Я понимаю этот рассказ так: совершенно не важно откуда у тетушки такая фобия. Мы не знаем, как она возникла, и чем это в конце концов закончилось. Но мне это и не интересно (даже если бы автор поднапрягся и описал истоки этих страхов). Масса фобий есть у людей, вот одна наша общая знакомая боится в метро ездить - работу ищет только такую, куда на трамвае добраться можно.
И отношение родственников к тетушке не является предметом рассмотрения - они её любят, они о ней заботятся, НО! Они её не понимают в начале рассказа, по тем же причинам, о которых ты говоришь, они думают, что всегда тетушка сможет подняться и всегда они ей помогут. Мы видим в рассказе один маленький момент - один миг, который изменяет не тетушкину фобию, а отношение к этой фобии окружающих. Получается это случайно, неожиданно и немного нелепо - ну, разве похожа тетя на таракана? Да и тараканы в конце-концов переворачиваются на пузико сами.
И всё же я прекрасно вижу как братья стоят, смотрят, и как в них возникает понимание тетушкиных страхов. Они даже не произносят её имени, не говорят о ней, но оба думают об одном и том же. Весь рассказ об одном этом переломном миге.
И этот миг описан так сильно, так четко и так ясно, что я, например, его ясно себе представляю и помню уже много лет с момента первого прочтения.
И это повторяющееся явление выбрано как существенное для моделирования. Ну как вот герои анекдота: Василий Иванович и Петька, чукча и другие описаны некоторыми известными признаками. Мы смеемся, если выделенные для модели черты и свойства подмечены верно, но мы же понимаем, что сам объект или явление гораздо шире модели. Мы принимаем лишь упрощение анекдота. Так и тут. Почему я принимаю эту модель - у меня есть уже взрослый сын, и у моих одноклассников, однокурсников, сослуживцев - уже есть такой опыт, мы уже слышали, что ничего не понимаем в любви, бизнесе и жизни вообще. И мне нравится ирония с которой разделили успешный проект от неуспешного. Нам всем достанется, разница лишь в том, хлопнут дверью или нет...
Лично я на этом хотела бы уже закруглиться по этой теме. И так Денис Викторович должен быть благодарен мне - такая реклама
А это и не было обсуждением, это относилось к фразе:
Ну и что? А сколько раз - откроешь дневник и думаешь: "Блин, да это про меня!" но это же не делает автора дневника писателем.
И извини, логически обсуждать я предлагала текст Кортасара, а не ДД, которого в принципе не воспринимаю, как литературу. То есть... для меня обсудить Драгунского, это все равно, что взять любую из твоих, Саниных, Шефовых, Талинниных записей в дайри и сказать: "А вот здесь у тебя мысль недостаточно образно выражена. Не вижу конфликта. И что-то как-то концовка смазана". Вообще, попытка выдать сетевуху за художественный текст ставит меня в тупик.
Для меня Драгунский в принципе не писатель. Выпустить книгу с записями снов - это за гранью понимая! "Кто ты такой? - хочется его спросить. - Какого хрена ты считаешь, что этому мусору есть место на чьей-то полке?"
И вот смотри, ты говоришь: "эти вещи вызовут отклик у людей моего поколения". То есть, чего уж, давай говорить прямо - ты сама могла бы написать про любой из схожих эпизодов. И слог у тебя получше и мысль ты выражаешь яснее. Но ты не пишешь. Не считаешь это литературой или не считаешь себя писателем?
А вот он - считает.
Что для меня ставит на нем как на писателе крест.
Хорошо)) Извини, предыдущий коммент я писала раньше, чем увидела твой последний.